bootstrap buttons

Нужна ли ретушь фотографий?

Статья свадебного и семейного фотографа Кириллова Андрея

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ РЕТУШИ

Ретушь появилась одновременно с фотографией. Сначала она являлась частью технологического процесса, служа для исправления технических огрехов, которые возникали в фотографическом процессе — царапины на пленке, пылинки. Потом оказалось, что с ее помощью можно исправить некоторые дефекты лица: убрать веснушки, бородавки, прыщики, сгладить морщинки, то есть с помощью ретуши человека можно сделать моложе и красивее. Человек всегда хочет хорошо выглядеть. Женщины скрывают свои недостатки с помощью макияжа, даже идут на кос метические операции, чтобы выглядеть моложе и красивее.

Все это можно сделать на компьютере. По своим результатам компьютерная ретушь подобна косметическим операциям, но совершенно безболезненна. Она позволяет омолодить женщину, сгладить морщинки, убрать бородавки, вставить недостающие зубы, а если они уже вставлены, то их можно выровнять. Можно изменить прическу, навести румянец, изменить цвет одежды, продеть в уши серьги, повесить кулон, сделать полуулыбку, придать голове наклон в ту или иную сторону, можно добавить тени; заменить фон. Из любой девушки можно сделать красавицу и поместить ее в чудесный, сказочный мир. Возникает вопрос: где та грань, за которой пропадает правда жизни и начинается, говоря языком давних газет, «лакировка действительности»? По большому счету лакировка действительности начинается уже в процессе подготовки к фотосъемке. Девушка надевает платье, не свое, а взятое напрокат, делает такую прическу, с которой ее никто никогда не видел, или надевает парик, неотличимый от настоящих волос, накладывает макияж, то есть меняет свой облик — и вот фотография подтверждает, что действительно в момент фотосъемки девушка была такой красивой. Пусть это было недолго, но это было.


ИМЕЕТ ЛИ ФОТОГРАФ ПРАВО НА ВЫМЫСЕЛ?


Это краеугольный камень и яблоко раздора между фотографами, а также людьми, любящими рассматривать чужие фотографии. Одни утверждают, что фото должно быть естественным. Наличие прыщей, дефектов кожи и недостатков фигуры делает человека индивидуальным. Другие фотографы считают, что необходимо исправлять дефекты кожи, корректировать фигуру, чтобы добиться эстетики и красоты снимка. Мне кажется, что если снимок выполняет роль документальной фотографии, тогда этой границей является правда. Было именно так! Правду нельзя приукрашивать. В репортаже или жанровом портрете важно, как снято, чтобы почувствовать дух снимка. Чаще всего это сюжет, который либо тебя цепляет, либо ты пролистываешь его дальше. В большинстве своем такие фото черно-белые, с повышенным контрастом и жестким освещением. Но когда мы от документальной фотографии переходим к художественной, то здесь допускается вымысел. Да ведь и все искусство — это вымысел!


Если ты снимаешь свадьбы, молодых женщин или женщин в самом соку, возникает необходимость привести в порядок кожу и скорректировать недостатки фигуры. Безусловно, главное не переборщить. Все должно быть естественно. Кожа не должна потерять свою текстуру, а женщины в возрасте не должны стать 20-летними девочками. Я очень часто ретуширую чужие свадебные фотографии. Приходится исправлять огрехи других фотографов, вытягивая снимок из мусорной корзины. Это происходит чаще, чем я успеваю делать свои снимки. Есть ряд фотографов, которые пользуются моими услугами, не собираясь тратить на обработку и ретушь свое драгоценное время. Отснять 1000 кадров за свадьбу, вот что им интересно. Доводка - это уже мелочь, на которую обращать внимание не стоит.


Есть фотографы, не желающие разобраться в работе графических редакторов (у каждого этот редактор свой). Применяют фильтры и плагины, бездумно превращая людей в восковые фигуры. Узнать себя на таком снимке человек может, но по коже бегут мурашки. Или во время съемки автомат неправильно установил "баланс белого", а попытка его исправить такими "чайниками" приводит к катастрофе. Снимки, попадающие ко мне на обработку, страшно показывать заказчику. Проблема не в фокусе, гистограмме или цветовых решениях, проблема в том как выглядят люди на этих снимках.


Сейчас, в меня полетят копья великих фотографов, которые будут уверять, что это проблема в кривых руках неопытных чайников. Купили дорогую технику и возомнили себя фотографами. Да таких фотографов много, но я работаю и с довольно популярными фотографами. В погоне за заработком, им главное больше отснять свадеб, а качество фотографий не является приоритетным. После ретуши снимки начинают выглядеть презентабельно и сочно. Добавляется небо с облаками, там, где фотографировалось в беспросветно пасмурную погоду. Исчезают прыщи и дефекты. Кожа становится здоровой и приятной на вид. Появляется талия, там где природа о ней позабыла. Руки и подмышечные впадины (самое частое, что приходится исправлять) становятся красивыми и эстетичными. Но есть в этом одна проблема для меня. Когда фотограф относит свои снимки молодым, они безусловно в восторге. На его сайте в «гостевой книге» появляется очередная запись от Саши и Иры (условно) о прекрасном и фееричном фотографе. А ты остаешься за кадром, как Маргарита Суханкина, спевшая за весь «МИРАЖ» в 80-х годах.


Ты не имеешь права публиковать эти работы, хотя благодаря тебе они увидели свет. И только скромный гонорар (поверьте в нашем городе он реально скромный) за твое потраченное время успокаивает немного душу. И еще одна проблема, многие фотографы снимают в формате jpeg, отказываясь от формата RAW. Снимки теряют очень много информации, и вытаскивать их из мусорной корзины очень тяжело. Когда задаю вопрос: "Почему не снимали в RAW?". Ответ просто вышибает из-под ног землю: "А зачем? Потом их надо все обрабатывать, а так я сразу клиентам могу показать". Ну что тут скажешь! Кто-то получил славу, а кто-то остался неизвестным. Радует одно, кто хоть раз снимался у меня к другим фотографам больше не идут.

Поделиться с друзьями!

Я В СОЦСЕТЯХ